SATISFACTION OR HAPPINESS? 

(From the article of A. Andreenkova, W. Saris)

During the 80’s several studies tried to determine whether satisfaction with life as a whole and happiness measure the same or capture different sides or levels of subjective evaluation of life. Campbell, Converse and Rogers (1976) found that the correlation between these two measures was .5. Michalos found for the 39 countries, he studied, a correlation around .6. McKennel and Andrews (1980) suggested that satisfaction differs from happiness because the former represents the cognitive component of the subjective evaluation while the later represents the emotional side of it. However, Schwarz and Clore (1983) could not reproduce the last result. Moreover Diener (1984) suggested that the difference between these two indicators can not be due to differences in the cognitive or emotional nature of each of the indicators only. He suggested that the relationship is more complicated.


We think that the relationship between these two indicators is varying with the cultural and linguistic environment in which it is studied. The differences between the indicators will depend very much on the way these words are used in different languages and different countries. Therefore we suggest to study the relationship between these two variables in Russia and to draw conclusions for this country and language without a suggestion of a possible generalisation.


During the last two waves of the RUSSET panel we have asked satisfaction as well as happiness questions twice in each wave. Having repeated observations, we can correct the responses for measurement error and test if these two questions indeed measure the same concept. If that would be the case the correlation between the variables corrected for measurement error should be 1. If the correlation is significantly lower than 1, they measure different things (Jöreskog 1971). Applying this approach to satisfaction and happiness questions, we found that the correlation between them is indeed far from 1, namely .64. This finding suggests that the overlap between the responses to satisfaction and happiness questions in Russia is rather low (even after correction for measurement error it is only around 40%).  So these variables really don’t measure the same concept in Russia. 


Other evidence for the fact that these two variables are really measuring something different is that the difference in chi2 test, comparing models with and without the restriction that the correlation between the variables is 1, is highly significant with a chi2 value of 148 for 1 degree of freedom. This result clearly leads to the rejection of the hypothesis that these variables measure the same concept. 


This conclusion leads to another question i.e.: In what respects do these two questions differ? In order to answer this question we looked at the correlation between satisfaction and happiness questions with other variables, which indicate feelings or cognitions, trying to find the pattern mentioned above. The variables used in this test are described in table 3. One could expect that the first 7 variables, which measure feelings, would correlate more strongly with happiness, while the satisfaction variables, being cognitions, would correlate higher with SWB.


First we tested a model with the assumption that all correlations were equal. This model had to be rejected. Then we looked at the ‘modification indices’ and ‘expected change parameters’ to determine which correlations caused the most serious problems. Two variables: ‘satisfaction with marriage’ and ‘satisfaction with the financial situation of the household’ were the variables that could improve the fit the most, when they were allowed to be different for the two variables. Leaving these two correlations free to be different for satisfaction and for happiness, a difference in chi2 of 219 for 2 degrees of freedom was obtained. After that change in the model, no further serious improvements could be made even though the sample size (3400) was quite large. These tests did not confirm the expectations: the correlations between the two sets of  variables and the responses to the satisfaction and the happiness questions were equally strong. The only difference was that satisfaction with marriage correlated more strongly with happiness and satisfaction with the financial situation with SWB. Because feeling questions do not differentiate between SWB and happiness, the hypothesis that happiness measures mainly a feeling and satisfaction a cognition is not confirmed. This analysis shows that Russians associate happiness more with the success of their marriage (internal factors, social and personal factors) while satisfaction with life as a whole (SWB) is more strongly connected with the financial situation (external factors, material factors) but otherwise these two variables are very similar in their relationship with the specified feelings and cognitions.


Table 3 The correlations between happiness and satisfaction and other variables
 

Correlation with

Feelings

Did anything very joyful happened in the last 12 months

Did anything very painful happened in the last 12 months

State of health compared with 12 months ago

Current state of health

Felt particularly excited in the last few weeks

Felt restless in the last few weeks

Felts depressed in the last few weeks

SWB

.30

Happiness

.30

-.16

-.16

.29

.41

.28

-.02

-.32

.29

.41

.28

-.02

-.32

Cognitions

Satisfaction with social contacts

Satisfaction with marriage

Satisfaction with the house

Satisfaction with work

Satisfaction with job

Satisfaction with the financial situation of the household

.31

.24

.13

.29

.36

.59

.31

.38

.13

.29

.36

.38

Удовлетворенность или счастье?

(из статьи A.Andreenkova, W.Saris вступление к номеру журнала «Happiness», посвященному материалам Руссет)


В 80-х годах было проведено несколько важных исследований, целью которых было определить, измеряют ли такие показатели как «удовлетворенность жизнью в целом» или «счастье» один и тот же феномен, или он отражают разные стороны или разный уровень субъективной оценки человеком своей жизни. В исследованиях Кэпбелла, Конверса и Роджерса (Campbell, Converse and Rogers, 1976) корреляция между этими двумя показателями составила .5, Михалос (Michalos) в своем исследовании в 39 странах получил корреляцию .6. МакКеннел и Андрюс (McKennel and Andrews, 1980) выдвинули предположение, что удовлетворенность отличается от счастья тем, что первый показатель отражает когнитивный компонент в субъективной оценке жизни, а счастье – эмоциональный компонент этого же феномена. Однако, Шварц и Клор (1983) в своих исследованиях не смогли получить доказательства этой гипотезы. Более того, в дальнейшем Динер (Diener, 1984) предположил, что различия между этими двумя показателями не могут определяться только тем, что каждый из них представляет собой различную сторону субъективной оценки жизни – когнитивную или эмоциональную, но что отношения здесь более сложные. 


Мы предполагаем, что соотношение этих двух показателей отличается в зависимости от культурного и лингвистического контекста. Различия между двумя показателями во многом зависят от конкретных слов, используемых в различных языках и странах для выражения этих понятий. Поэтому мы попытались исследовать соотношение между этими двумя показателями на примере России и сделать некоторые выводы, но они будут касаться только России и только русского языка, и мы не претендуем на более широкие обобщения. 


В последних двух волнах Руссет панели мы задавали оба вопроса – об удовлетворенности и о счастье. Каждый вопрос задавался дважды в течение одного интервью в каждой волне. Таким образом получены данные повторных наблюдений и может скорректировать ответы на ошибку измерения и проверить, действительно ли эти два показателя меряют один и тот же феномен или нет. Если бы это было так, корреляция между этими показателями после коррекции на ошибку измерения должна быть 1. Если корреляции значительно меньше единицы, это будет значить, что два показателя меряют два разных феномена (Jöreskog 1971). 


Мы обнаружили, что корреляции между этими вопросами в российских данных после коррекции на ошибку измерения достаточно далека от 1 и составляет .64. Эти данные говорят о том, что пересечение между ответами респондентов на вопрос об удовлетворенности и вопроса о счастье в России достаточно мало (даже после коррекции на ошибку измерения пересечение составляет лишь 60%). В России показатели удовлетворенности и показатель «счастье» не является измерением одного и того же феномена. 


Это утверждение можно проверить и другим путем с помощью chi2 теста. Различия в chi2 тесте при сравнении моделей с и без условия, что корреляции между показателями равна единице, являются статистически значимыми со значением chi2   148 при степени свободы 1. Что говорит о том, что гипотеза о том, что эти показатели меряют одно и то же, должна быть отвергнута. 


После такого вывода напрашивается вопрос – а чем собственно отличаются эти два показателя? Чтобы ответить на это, обратимся к взаимосвязи между вопросами об удовлетворенности и вопросом о счастье с другими переменными, которые нацелены на измерение либо чувств, либо когнитивных оценок, и попытаемся обнаружить какую-нибудь систематическую модель. Переменные, которые мы использовали в этом тесте, показаны в Таблице 3. Наша гипотеза состояла в том, что первые 7 переменных, которые меряют чувства, должны сильнее коррелировать с показателем «счастья», а «удовлетворенность» с другими переменными, измеряющими когнитивные представления – удовлетворенность различными конкретными сторонами жизни. 


Мы проверили модель, основанную на предположении, что корреляции между «удовлетворенностью» и «счастьем» и этими переменными одинаковы. Эта модель должна быть отвергнута. Тогда мы обратились к методу «модифицированного индекса» и «параметра ожидаемых изменений», чтобы определить, какие корреляции представляют собой наиболее серьезную проблему. Мы обнаружили, что если внести в модель предположение, что корреляции с двумя переменными «удовлетворенность семейными отношениями» и «удовлетворенность материальным положением семьи» не обязательно одинаковы для «удовлетворенности жизнью в целом» и «счастьем», это ведет к наиболее серьезному улучшению качества модели. Если мы не будем ограничивать корреляции с этими переменными требованием, чтобы они были одинаковыми для удовлетворенности, и для счастья, то получим разницу в chi2 в 219 единиц при 2 степенях свободы. После таких изменений в модели, других серьезных улучшений сделать не удалось даже при условии, что размер выборки довольно велик (3400). Эти тесты не подтвердили гипотезу первоначальную гипотезу. Корреляции между двумя наборами переменных и двумя показателями «удовлетворенностью жизнью в целом» и «счастьем» одинаково сильны. Различие лишь в том, что удовлетворенность семейными отношениями более сильно коррелирует с показателем «счастье», а удовлетворенность финансовым положением – с удовлетворенностью жизнь в целом. Так как вопросы, измеряющие эмоциональное состояние, показывают одинаковую связь с показателями «удовлетворенности и «счастья», гипотеза о том, что показатель «счастье» меряет в основном чувства, а «удовлетворенность» - когнитивное восприятие, не подтвердилась. Этот анализ показывает, что россияне ассоциируют счастье в большей степени с успехом в семейной жизни (внутренние факторы, социальные и личностные факторы), а удовлетворенность жизнью в целом в большей степени связана с материальным положением (внешние факторы, материальные факторы). Мы считаем, что удовлетворенность более предпочтительный показатель субъективной оценки жизни в России, чем счастье, так как именно удовлетворенность должна изменяться в зависимости от макроэкономических и социальных изменений в стране и раскрывать именно те связи и взаимодействия, которые нас интересуют в данном исследовании. А показатель «счастье» в большей степени связан с субъективной оценкой того, что происходит в личной, частной жизни.

 
Коэффициенты корреляции между показателями «счастье», «удовлетворенность жизнью в целом» и другими переменными

Данные Волны 6 (1998).

Коэффициенты корреляции

Эмоциональные аспекты

Случались ли какие-нибудь радостные события в Вашей жизни за последние 12 месяцев?

Случались ли какие-нибудь плохие события в Вашей жизни за последние 12 месяцев?

Состояние здоровья по сравнению с тем, что было 12 месяцев назад

Состояние здоровья в настоящий момент

Чувствовали подъем в последние недели

Чувствовали беспокойство в последние недели

Чувствовали депрессию в последние недели

Удовлетворенность

.30

Счастье

.30

-.16

-.16

.29

.41

.28

-.02

-.32

.29

.41

.28

-.02

-.32

Когнитивные аспекты

Удовлетворенность социальными контактами

Удовлетворенность семейной жизнью

Удовлетворенность жилищными условиями

Удовлетворенность условиями труда

Удовлетворенность работой

Удовлетворенность материальным положением своей семьи

.31

.24

.13

.29

.36

.59

.31

.38

.13

.29

.36

.38

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОФИС

Москва, 107031, Россия

ул. Большая Дмитровка, д. 20, стр. 1, офис 66 

+7(495) 629-15-06, 650-55-18, 650-68-92

С удовольствием ответим на все ваши вопросы. Напишите нам.

Санкт-Петербург, 198000, ул. Галерная, д. 53

+7(812) 570-13-82, 320-86-64

spb@cessi.ru

Нижний Новгород, ул. Советская, д. 19/2, офис 29

8(903) 609-78-03, 8(952) 453-81-31, 8(831) 246-08-00

cessi-nn@yandex.ru

Киев, 01001, ул. Крещатик, д. 17, офис 23

+380(44) 531-98-61, 278-87-36, 650-68-92

cessi@cessi.com.ua

ВАКАНСИИ

ИНТЕРВЬЮЕР

для личных опросов на дому

ИНТЕРВЬЮЕР

для телефонных опросов с использованием CATI

© 2020 Институт Сравнительных Социальных Исследований «CESSI».
При использовании материалов сайта www.cessi.ru и баз данных CESSI ссылка на источник обязательна
Член ESOMAR, WAPOR