ИССЛЕДОВАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ПРОЕКТ 2020 ГОДА
Более пятнадцати лет ЦЕССИ ведет академическую работу по изучению проблем справедливости в российском обществе. Частью такой работы стал проект «Справедливость в повседневной жизни и в образе будущего российского общества», выполненный при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта No20-01-31240.
Руководитель проекта – В.Г. Андреенков, идея и программа исследования - В.Л. Римский, материалы для исследования подготовлены А.В. Андреенковой, А.В. Федотовым. Эмпирическая информация собрана ЦЕССИ летом-осенью 2019 г. Аналитический Отчет по исследованию подготовлен В.Г. Римским.
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проверка гипотезы о том, что критерии справедливости и уровень консолидированности общественного мнения по поводу этих критериев зависят от типа ситуации - политические, экономические, трудовые, семейные и межличностные ситуации и вопросы. Выявление причин возникновения различий в критериях справедливости в разных ситуациях и проследить источники их возникновения.
Проверка гипотезы о том, что критерии справедливости строятся на нескольких основаниях – а) ценностно-нормативных, сходных для всего общества, проистекают из традиций, религиозных и социальных норм, усвоенных в процессе ранней социализации (например, в семейных отношениях), б) специфически групповых или национально-культурных, в) знании и принятии формальных законов и норм, г) предыдущего опыта – личного или общественного, традиций решения ситуаций определенным образом, д) рациональных аргументах и логических основаниях. При этом в разных ситуациях соотношение этих основ разное.
Проверка гипотезы о том, что общественный консенсус в отношении критериев справедливости выше в тех ситуациях, в которых такие оценки строятся либо на ценностно-нравственных основаниях, либо на знаниях и принятии формальных законодательных норм. Общественный консенсус по вопросам о критериях справедливости существенно ниже в случаях, когда ценностно-нравственные основания серьезно различаются между социально-структурными или национально культурными группами, либо тесно связаны с групповой идентичностью или же с групповыми интересами (как, например, ряд экономических вопросов, вопросов распределения доходов в обществе), а также в случаях, когда такие основы в обществе не сформировались или находятся в стадии трансформации.
Разработка методики, позволяющей оценивать общественный консенсус по вопросу о справедливости в разных сферах жизни, критерии и основания суждений о справедливости.
Проверка действенности этой методики в её предварительном тестировании на представителях разных социальных групп и затем в конкретном эмпирическом исследовании.
МЕТОДЫ
Исследование включало три основных этапа, различающихся по использованным методам:
Этап 1. Настольное социологическое исследование. Его содержанием являлся анализ вторичной информации о результатах ранее проведённых исследований из публично доступных источников: социологических журналов и докладов о результатах исследований ведущих российских социологических центров и коллективов, а также монографии российских и зарубежных исследователей. В качестве дополнительной информации анализировались публикации СМИ и сайты Интернета по тематике проводимого исследования.
Этап 2. Разработка методики оценки критериев справедливости на основе «сценарного подхода» (виньет-сценарии) и валидация методики с помощью количественного опроса. Количественный опрос проводился методом он-лайн заполнения формализованной анкеты, всего было опрошено 512 респондентов в разных типах населенных пунктов во всех федеральных округах РФ.
Этап 3. ФАналитический этап – статистическая обработка данных, проверка гипотез, выводы и рекомендации в Общем Отчете о проекте.
ВЫВОДЫ
Проблема справедливости уже многие годы занимает одно из центральных мест в научном и публицистическом дискурсе в России, а достижение справедливости общественных отношений выдвигается в качестве важнейшей цели развития страны, служит критерием социального прогресса. Однако, вопрос о критериях и основаниях, по которым люди судят о справедливости или не справедливости, о консолидированности или противоречивости таких критериев, то есть вопрос об основах для достижения общественного консенсуса в вопросе о справедливости, до сих пор оставался малоизученным. Ключевым препятствием для научного изучения критериев справедливости являлось отсутствие валидных методик для их выявления и оценки в общественном сознании. В рамках данного исследования стояли задачи разработки такой методики и ее предварительная валидация. Основой методики послужил «сценарный подход», изучение абстрактных нормативно-оценочных понятий через конкретные жизненные ситуации и решения [Андреенков, 2020].
Исследование подтвердило выводы предыдущих исследований о концептуальной и эмпирической многоаспектности понятия справедливости в общественном сознании, многообразии источников, на основе которых формируются представления о справедливости, их изменчивость и ситуативный характер [Римский, 2019]. В ходе исследования удалось определить три основных уровня социальной жизни, по отношению к которым применяются разные критерия и основания справедливости, – бытовой и межличностный, межгрупповой (трудовая, потребительская, образовательная сфера) и социально-политический. Если на первом уровне бытовых и межличностных отношений критериями справедливости выступают эмоционально-альтруистические основания, нормативно-культурные установки и ценности, традиции и религиозные нормы, то в отношении двух других уровней критерии основаны на рациональных аргументах, законодательно закрепленных нормах и утилитарном анализе «пользы-издержек».
Исследование выявило глубокие различия в нормативных, желаемых и реальных критериях и основаниях справедливости и результатов применения таких критериев в отношении межгрупповых отношений, особенно в отношении социально-политических и социально-экономических аспектов жизни российского общества. Разрыв между желаемым, нормативным и реальным является причиной острой конфликтности социальных отношений в России, глубокой неудовлетворенности многими аспектами социальных отношений, но также показывает направление, в котором должны происходить изменения, образ будущего, где дистанция между идеальными и реальными критериями справедливости сократится.